Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
С Новым 2020 годом!
Голосование
Как Вы планируете провести летние каникулы?
Всего 3 человека
Голосование
Как Вы относитесь к введению единой формы одежды в школе или ее элементов?
Всего 8 человек
Голосование
Для чего Вы участвуете в различных олимпиадах?
Всего 29 человек
Голосование
Как Вам сайт?
Всего 10 человек

Дети с ОПФР и их особые образовательные потребности

Дата: 23 октября 2018 в 12:32
Дети с особенностями психофизического развития
и их особые образовательные потребности
К детям с особенностями психофизического развития относят детей: с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха; нарушениями зрения; с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; трудностями в обучении; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), тяжелыми и (или) множественными нарушениями.
      Почему так важно обеспечить детям с особенностями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с особенностями в развитии - это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.
      Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную
      В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.
      По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации - является метафора Л.С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности - "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган" (Л.С.Выготский, 1995).
      Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
        Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие "особые образовательные потребности".
       Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации "социального вывиха", попытаемся определить в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
  • первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
  • специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;
  • в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения - социально-бытовая ориентировка; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;
  • строились "обходные пути" обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из "обходных путей" формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;
  •  регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
  •  пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;
  • все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;
  • реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;
  • процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.
       Вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.
       Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.  
Материал подготовлен с использованием статьи Е.Л.Гончаровой и О.И.Кукушкиной (Институт коррекционной педагогики РАО )
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.