Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
С Новым 2020 годом!
Голосование
Как Вы планируете провести летние каникулы?
Всего 3 человека
Голосование
Как Вы относитесь к введению единой формы одежды в школе или ее элементов?
Всего 8 человек
Голосование
Для чего Вы участвуете в различных олимпиадах?
Всего 29 человек
Голосование
Как Вам сайт?
Всего 10 человек

Экологическая тропа!

Дата: 14 мая в 15:35

1. Пояснительная записка

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?

          Д.В. Веневитинов, 1827 г.

  В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

   В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

  Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

   Таким образом, организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

2. Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая.

Местонахождения: д. Прилепы, ул. Школьная д.73-а

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 2,5–3 км.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута крыльцо школы, затем движение по территории школьного двора: цветник, гнездо сороки, школьный сад, выход за территорию школы в парк (дендрарий), далее памятник ВОВ, тропа к реке,  Дубровское водохранилище.

Тип тропы: линейная.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.

Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

Режим пользования:

а) виды и характер пользования: С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков биологии растений, грибов, лишайников, животных, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

Состояние живой природы меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработанная экологическая тропа учитывает фенологические изменения в природе. Примерные тексты экскурсий, рассчитаны на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, биологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа учащихся, разработка ими проектов по экологии и биологии.

Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных, ракообразных и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

б) запрещается: загрязнение, уничтожение природных объектов.


 

Необходимые мероприятия: устройство недостающих экскурсионных объектов, фенологические наблюдения, исследовательские работы. Оснащение и очистка тропы.

3. Отличительные особенности данной экологической тропы

Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.

Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработка экологической тропы должна учитывать фенологические изменения в природе; во-вторых, следует создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии.

4. Маршрут учебной экологической тропы

Маршрут учебной экологической тропы “Наедине с природой” проходит по окрестности д. Прилепы. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 2-3 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет от 1,5 до 2,5 часов; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях можно использовать лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию можно не включать.

Схема экологической тропы

5. Станции маршрута экологической тропы “Наедине с природой”

На протяжении маршрута экологической тропы “Наедине с природой” мы запланировали 10 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего маршрут тропы включает 10 станций:

1. Школьный цветник.

2. Гнездо сороки.

3. Сад.

4.Парк (Дендрарий).

5. Поляна.

6. Тропа к реке.

7. Дубровское водохранилище

В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с карта-схемой тропы на щите. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести наедине с природой”. (См. пункт 11)

Перед подходом к станции №1 обратиться к посетителям тропы с такими словами:

"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”

Формы работы с детьми на экологической тропе

Создание учебно-экологической тропы требует выполнения множества разнообразных форм работы с учащимися по изучению и охране природы.

Мы предлагаем лишь некоторые из них.

1. Например: работа по месяцам на экологической тропе.

Сентябрь

Деревья на экологической тропе.

Слушание звуков музыки в природе — шум листвы и т.д.

Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине — к теплой зиме; много грибов много белок будет. Сбор опавших листьев деревьев для поделок.

Изготовление композиций из природного материала.

Октябрь

Живая и неживая природа.

Слушание музыки из цикла “Времена года. Осень.” П. И. Чайковского.

Поиск объектов живой и неживой природы.

Беседа о признаках живых организмов.

Ноябрь

Вода в природе.

Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде.

Поиск льда под снегом. Беседа “Куда бежит река Райчиха?”, “Кого река повстречала на своем пути?”.

Рисование на тему “Кого река повстречала на своем пути?”.

Декабрь

Деревья зимой (лиственница).

Рассматривание силуэтов деревьев.

Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы.

Отобразить схематично то, что интересного увидели во время экскурсии.

2. Экологическая игра “Растительные этажи”.

Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

- не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

- ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.

3. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).

Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.

Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.

Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.

Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников попроще, для старших - посложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”. Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.

Примеры пар по сложности:

белка-шишка;

лишайник-воздух;

нефтяная авария-гибель птиц;

тепловая электростанция - аллергические заболевания;

чистка зубов - энергия (экономия воды);

гамбургеры - тропические леса (животноводство, скотоводство).

Примечание:

- в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;

- каждая пара “исследователей” в заключение готовит хотя бы две пары понятий и предлагает “соперникам” определить их взаимосвязи.

4. Викторина.

А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы знаете о ней.

1. Я день-деньской стучу-стучу. 
Я врач лесной. Я лес лечу.

2. Я весь день ловлю жучков, 
Уплетаю червячков. 
(В тёплый край я не летаю, 
Здесь под крышей обитаю. 
Чик-чирик! Не робей! 
Я бывалый ...

3. Окраской - сероватая, 
Повадкой - вороватая, 
Крикунья хрипловатая - 
Известная персона. 
Это кто? ...

4. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.

5. Синяя косынка, тёмненькая спинка 
Маленькая птичка. Звать её...

Б) Викторина: “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень) 
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха) 
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод) 
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка) 
5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла) 
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их) 
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой) 
8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка) 
9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления) 
10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая) 
11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка) 
12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки) 
13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая) 
14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова) 
15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ) 
16. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

В) Викторина о зимующих птицах.

Вопросы:

1.  Какая птица наших мест живет дольше всех?

2.  Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?

3.  Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?

4.  Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему?

5.  Воробей – это вредная или полезная птица?

6.  У какой зимующей птицы самый длинный клюв?

7.  У какой зимующей птицы самый длинный хвост?

8.  Какие птицы строят гнезда в январе?

9.  Какую пользу птицы приносят зимой?

Ответы.

 1.  Ворон живет 100 лет.

2.  Тетерева и рябчики прячутся под снегом.

3.  В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.

4.  В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.

5.  Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.

6.  Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.

7.  Самый длинный хвост у сороки.

8.  В январе строят гнезда клесты.

9.  Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.

 Г) Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы?
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой?
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой?
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой?
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека?
  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом?
  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят?
  8. Какие виды воробьев гнездятся у нас?
  9. Название, какой зимующей птицы созвучно с названием танца?
  10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
  11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения?
  12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол?
  13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?
  14. Сколько разных синиц живет в наших местах?
  15. Какие птицы живут у нас только зимой?
  16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?
  17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов?

Д) Викторина про птиц.

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)

10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)

12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)

13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)

5. Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
  • Металлическая консервная банка.
  • Стеклянная бутылка.
  • Пластиковая бутылка.
  • Бумажные фантики от конфет.
  • Гвозди.
  • Кожура банана, огрызки яблок.
  • Метла из веток.
  • Старая футболка.
  • Газеты.
  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

6. Эмоциональные ситуации.

Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде ,как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.

Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.

10. Просвещение посетителей по вопросам бережного отношения к природе

Обращение к посетителям экологической тропы “Как себя вести наедине с природой”

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони 
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. П.Гвездослав

Дорогие друзья!

Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной Природой.

Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И как сказал поэт,

Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.

Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.

Пожалуйста:

  • Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
  • Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
  • Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
  • Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
  • Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
  • Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
  • Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
  • Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.
  • С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
  • По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
  • Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.
 

Литература

Статьи из научно-методического журнала “Биология в школе”:

  • А.Н. Захлебный “Учебная экологическая тропа”, № 3 1983, с. 54-63.
  • Г.А. Комова “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58.
  • Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.
  • Организация работы по созданию экологической тропы. -Благовещенск. 2005.
  • Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36 с.
  • Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во “Оттиск”, 2005. – 114 с.
  • Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. – М.: Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. – 106с.
  • Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
  • Льюис В., Тильден Ф. Интерпретация для посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1996.
  • Просто замечательная выставка! – М.: ЭкоЦентр “Заповедники”, 1999.
  • Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.
  • Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. – М.: Эколого-просветительский центр “Заповедники” – WWF, 1997. – 128 с.
  • Чижова В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации // Заповедные территории и люди. Формы и методы работы.
  • Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г. – С. 35–37.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.