Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как Вы планируете провести летние каникулы?
Всего 3 человека
Голосование
Как Вы относитесь к введению единой формы одежды в школе или ее элементов?
Всего 8 человек
Голосование
Для чего Вы участвуете в различных олимпиадах?
Всего 29 человек
Голосование
Как Вам сайт?
Всего 10 человек

ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ «С ЛЮБОВЬЮ К ПРИЛЕПСКОМУ КРАЮ»

Дата: 25 марта в 14:28, Обновлено 25 марта в 15:10

ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ

«С  ЛЮБОВЬЮ К  ПРИЛЕПСКОМУ  КРАЮ»

Авторы: Лянцевич Валентина Васильевна, руководитель народного краеведческого музея «История Прилепщины», педагог дополнительного образования ГУО «Смолевичский районный центр детского туризма и краеведения»

Цель экскурсии: формирование у обучающихся гражданско- патриотических и духовно-нравственных качеств через приобщение к историко-культурным ценностям родного края.

Задача экскурсии:

массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных достопримечательностях Республики Беларусь и своей малой родины;

Тип экскурсии: историко-краеведческая

Вид экскурсии: пешеходная.

Продолжительность экскурсии: 4 часа

Протяженность: 6 км

Маршрут экскурсии: место встречи с группой Минская обл., д.Прилепы, ул. Школьная, 2.

д.Прилепы Смолевичского района – Прилепский УПК д/с-СШ – Прилепское городище (Замковая гора) – курганный могильник – усадьба Ситкевича – Дубровенское водохранилище (мини ГЭС) – Свято-Георгиевская церковь (Иоанн Пашин, церковище) – усадьба Поповых – краеведческий музей «История Прилепщины»

Содержание экскурсии: в ходе экскурсии экскурсанты познакомятся с историческими местами Прилепского края, посетят Дубровское водохранилище, школьный народный краеведческий музей, увидят развалины исторических зданий.

Общие методические указания к теме экскурсии:

  • экскурсовод должен иметь большой запас знаний о прилепском крае;
  • целесообразно при себе иметь «портфель экскурсовода»;
  • экскурсия должна вестись в соответствии с требованиями дифференцированного подхода.
  • предупредить  о  правилах  поведения  и  соблюдении  правил техники  безопасности  при посещении водохранилища.

Общие организационные указания:

  • во время экскурсии строго следить за соблюдением правил безопасности участниками экскурсии, правил дорожного движения, инструктировать экскурсантов о соблюдении норм безопасности при осмотре объектов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА

«С ЛЮБОВЬЮ К ПРИЛЕПСКОМУ  КРАЮ»

Маршрут экскурсии

Объекты показа

Время (мин)

Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов

Организационные  и

методические указания

1

3

4

5

7

Начало экскурсии

5

Введение.

Впервые название Прилепы упоминается в юридических актах 1582-1598 гг. как село Минского воеводства Великого княжества Литовского.

По одной версии, название образовалось от фамилии Прилепа, по второй – от зданий, которые будто “прилепились” к подножью горы.

По архивным данным, наша территория называлась Прилепским маёнтком. Это довольно большая территория, но была слабо заселена: на площади длиной свыше 15 км и шириной 2-3 км находилось 10 крестьянских хозяйств. В одном дворе могло жить 10-15 человек. Таким образом, проживало здесь всего 100-150 человек.

Этими землями владел князь Чарторижский. Со временем владельцы менялись, были ими какой-то Дорка, писарь Иван Яцкевич, князь Саламерецкий. Последние владельцы – братья Поповы.

Установить  эмоционально-психологический  контакт  с группой.  Ярким  вступлением помочь  настроиться  на экскурсию. Сообщить  тему  экскурсии,  ее маршрут  и  продолжительность, место  и  время  окончания

экскурсии.

Рассказать историю возникновения поселения Прилепы,  о владельцах этих земель.

ул.Школьная

Схема   республиканского ландшафтного заказника «Прилепский»

17

Республиканский ландшафтный заказник «Прилепский»  образован в Минской области с целью сохранения в естественном состоянии уникального ландшафтного комплекса, характеризующегося  распространением естественных  высоковозрастных хвойных  лесов, а также редких и исчезающих  растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.

Сочетать прием локализации  с приемами краткой справки, объяснения, элементами зрительной реконструкции. Показать копию картосхемы республиканского ландшафтного заказника «Прилепский»

Используя фотографии и осмотр территории  обратить внимание на живописный вид  заказника. Назвать растения и животных, которые водятся в заказнике.

ул.Школьная,2

ГУО «Прилепский УПК детский сад-средняя школа»

15

История школы начинается с 18 столетия. Культурно-образовательным центром Прилепского края стала Свято-Георгиевская церковь, основанная в 1783 году. При церкви имелось церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. В  1910 году  действовала церковно-приходская школа,  обучалось 73 ученика. До 1927 года в Прилепах работала начальная школа. В 1931 году был первый выпуск семилетки. С 1938 года школа  получила  статус средней, но ни одного выпуска не было в связи с  началом  войны.

В  музее есть уникальный документ. Свидетельство  об оканчании Дуброво-Прилепского народного училища на имя  Чернявского 1912 года подтверждает, что школе более 100 лет.

Группа располагается около главного входа в школу.

Сочетать приемы предварительного осмотра, локализации событий, экскурсионной справки и комментирования.   Дать пояснения, что такое церковно-приходское училище.

Сказать участникам экскурсии, что  в момент посещения краеведческого музея в школе, можно будет узнать больше об истории прилепской  школы

Прилепское городище

Прилепское городище.

Замковая гора

25

Освоение территории Прилепского края началось ещё в древности, о чём свидетельствуют находки орудий труда – каменный топор. Его возраст - более 4 тысяч лет. Это подтверждается научными исследованиями.

Городище Прилепы выявлено в 1925 г. А.Н.Левданским. Раскопки городища проводились учёными НАН Беларуси в 1999 и в 2005 годах. 

      Наиболее многочисленную группу находок составляют обломки глиняных лепных сосудов.

       Изучив найденные на городище Прилепы предметы материальной культуры, можно говорить о том, что данная территория была заселена со II в. до н.э. по IV в. н.э. носителями культуры.

Группа располагается на возвышенности, где предположительно находится Прилепское городище.

Рассказать о проведении раскопок, используя информацию из литературы и портфель экскурсовода.

Усадьба Ситкевича

Развалины усадьбы Ситкевича

20

Местной знаменитостью был фельдшер Александр Викторович Ситкевич. Слава о деятельности которого разносилась на всю округу.  Усадьба Ситкевича находилась возле деревни Карпиловка, и судя по оставшимся стенам, здание выделялось архитектурой и величием. В 1922 году, когда образовался колхоз, фельдшер добровольно передал имение колхозникам, а во время войны Ситкевич оказывал помощь местному населению и партизанам. Со строительством Дубровского водохранилища интерес к этому месту возрос, так как оно оказалось на берегу живописного водоёма.

Использовать приемы показа (предварительный осмотр, наглядность) и рассказа (экскурсионной справки).

Водохранилище

Дубровенское водохранилище;

Мини ГЭС

30

  К северо-западу от деревни Прилепы раскинулось живописнейшее Дубровское водохранилище, привлекающее сотни отдыхающих. А сколько здесь собирается любителей зимней рыбалки! Однако это водохранилище – ещё и труженик.

        В 1977 году началось строительство плотины, а в строй действующих водохранилище вступило в 1986 году как резервный водоём Вилейско-Минской водной системы.

С 2001 года здесь работает мини-ГЭС.

Расположить  группу  на берегу водохранилища.

Использовать  прием предварительного  осмотра:

вступительным  словом экскурсовод  ориентирует  группу на  то,  что  необходимо  увидеть  в ходе  осмотра.  Затем  следует самостоятельное  наблюдение

объекта.

Использовать панорамный показ водохранилища, дать экскурсионную справу.

Необходимо напомнить о технике безопасности при нахождении на берегу водоема.

Свято-Георгиевская церковь

Церковище,

Отец Иоанн Пашин,

Свято-Георгиевская церковь

25

Первый деревянный храм  в д.Прилепы был построен в 1787 г. Из-за его ветхости  в 1863 г. было построено  новое деревянное здание  церкви.

В 1913-1916 годах  была построена новая Свято-Георгиевская каменная церковь. В 1912 году отцом Иоанном (Пашиным) настоятелем церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца в д. Прилепы.

Фундамент старой церкви.

Расположить группу полукругом на церковище (фундамент, который остался от здания церкви). С помощью портфеля экскурсовода рассказать историю строительства церкви. Рассказать о священнике Иоане Пашине, который служил здесь, был репресирован, расстрелян, реабилитирован и причислен к лику святых.

Усадьба Поповых

Развалены усадьбы Поповых

20

Впервые название деревни Прилепы упоминается в юридических актах 1582-1598 гг. как село Минского воеводства Великого княжества Литовского. Последними владельцами были братья Павел Владимирович и Михаил Владимирович Поповы, развалины поместья которых сохранились до сих пор.

Использовать приемы показа (предварительный осмотр, наглядность) и рассказа (экскурсионной справки).

ГУО «Прилепский УПК детский сад-средняя школа»

Народный краеведческий музей «История Прилепщины»

30

1 сентября 1980 года, открыт музей боевой и трудовой славы. 3 июля 2010 года состоялось торжественное открытие музея после реконструкции. Экспозиция называется “История Прилепщины”. Она состоит из следующих разделов: 1) История Прилепского края (археология, освоение территории), 2) Минералогия, 3) История школы, 4) История колхоза, 5) Прилепское подполье и партизаны, 6) Диарама минский “котёл”, 7) Они вернулись победителями, 8) Герои Советского Союза – уроженцы Смолевичского района, 9) Афганистан в судьбах наших земляков, 10) Вспомним их поимённо, 11) Интересные страницы, 12) Этнография. (Одежда. Орудия труда. Быт.).

В школьном музее экскурсию проводит руководитель музея, или  юные экскурсоводы, члены объединения по интересам «Юные экскурсоводы».

Экскурсии проводятся бесплатно.

Завершение экскурсии

5

Подведение итогов экскурсии.

Ответить  на  возникшие  вопросы,

поблагодарить за внимание.

Завершение экскурсии должно быть ярким, лаконичным.

 Обратить  внимание участников  экскурсии на  необходимость знать,  изучать  и

пропагандировать историю  своей  малой родин

                      

          Фото 1.Раскопки прилепского городища                                   Фото 2.Вид д.Прилепы с Замковой горы

                                             

                            Фото 3. Отец Иоанн                                       Фото 4.Свято-Георгиевская церковь начала XX в.

                       (Иван Дмитриевич Пашин)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.