Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Насколько информативным является школьный сайт?
Всего 15 человек

Памятка по анализу и самоанализу урока

Дата: 8 февраля в 22:43, Обновлено 6 сентября в 16:49

Памятка по анализу и самоанализу урока

Схема самоанализа урока

 

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
  2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
  3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:

- общеобразовательные;

     - воспитательные;

     - развивающие?

  • Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
  1. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
  2. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
  3. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
  4. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
  5. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
  6. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
  7. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
  8. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
  9. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  10. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные  методические варианты проведения урока?
  11. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

Принципы современного анализа урока

  1. Принципы гуманизма.
  2. Учитель вправе самостоятельно выбирать технологию своего труда.

3.Требования предъявлять только к результату (максимальные).

  1. Системность (для этого нужна схема)

 

  • анализ цели
  • содержание
  • методики
  • организация урока
  • анализ условий протекания урока
  • вывод об уроке по результативности.
  1. Критерии результативности урока:

 

  • мировоззренческая эффективность (четкое выделение идей)
  • вклад урока в приобщение учащихся к нравственным ценностям
  • активность детей на уроке
  • качество знаний

  1. Предложения учителю:

 

  • по закреплению всего позитивного
  • рекомендации по совершенствованию технологии урока
  • предложения по эффективности урока

 

Анализ урока

  1. Анализ целей урока и их достижения
  • оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся. Их направленность на высокий конечный учебно-воспитательный результат урока;
  • учёт при определении целей урока его места в системе уроков;
  • целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке;
  • достижение целей, учебно-воспитательная результативность урока как основной критерий оценки урока и его слагаемых.

  1. Анализ содержания урока
  • реализация воспитательного потенциала содержания урока;
  • дифференциация и интеграция знаний;
  • чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;
  • использование на уроке различных источников знаний;
  • включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;
  • реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;
  • включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;
  • содержание ответов учащихся и комментария учителя.

  1. Методика проведения урока
  • соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения;
  • интенсивность учебной деятельности школьников на уроке;
  • организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока;
  • использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.);
  • методика развития общих учебных умений и навыков;
  • методы проверки знаний. Сочетание текущей проверки с тематической, обоснованность оценки знаний;
  • эффективность использования на уроке наглядности, технических средств;
  • оптимальность выбора учителем сочетания форм обучения - индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;
  • организация домашней работы.

  1. Организация урока
  • тип и структура урока, их  соответствие цели, содержанию и методам, перестройка структуры в целях повышения эффективности урока;
  • подготовка учащихся к уроку (наличие на партах тетрадей, учебников, ручек и т.д.);
  • постановка учебных задач, определение плана предстоящей работы;
  • организационная чёткость, рациональное распределение и использование учебного времени;
  • поведение учащихся на уроке, их прилежание;
  • подведение итогов урока.
  1. Условия проведения урока
  • обстановка в классе: чистота, освещённость, проветрено ли помещение, размещение учащихся. Физкультпаузы.
  • учёт учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Формирование мотива и умения;
  • микроклимат на уроке. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, реализация идей педагогики сотрудничества. Собранность и самообладание учителя, его оптимизм.
  1. Выводы
  • общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействие общему развитию учащихся, степени усвоения основного содержания новой темы непосредственно на уроке;
  • краткая характеристика основных достоинств и упущений;
  • учёт ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
  1. Предложения
  • рекомендации по закреплению и развитию положительных качеств урока;
  • предложения (предписания) по повышению результативности урока;
  • советы по совершенствованию технологии урока;
  • рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещению уроков других учителей.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.