Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Как вы будете проводить весенние каникулы?
Всего 0 человек
Голосование
Насколько информативным является школьный сайт?
Всего 1 человек

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста

Дата: 18 марта в 14:03

            Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста

        С рождения ребенок учиться слушать и понимать речь окружающих, связывая названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Различения звуков речи — фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического восприятия ребенок не различает слова схожие по звучанию, он как иностранец,  воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то , что он услышал — что-то точно,  а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

         Формирование речевого развития начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот надо рассматривать, если возможно,  трогать, брать в руки. С другой стороны, так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Занятия должны стать привлекательными и интересными для детей.

 Игра «Отгадай что звучало»

         Взрослый показывает ребенку, какие звуки издают различные предметы (музыкальные инструменты, звучащие игрушки). Дает их потрогать и разрешает самому шуршать бумагой, постучать в барабан,  погреметь погремушкой, по дудеть в дудку. Затем предлагает ребенку отвернуться и отгадать, что звучало.

 Игра «Где звенит?»

         Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет.  Ребенок закрывает глаза, а взрослый звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление.

 Игра «Звуки вокруг нас»

         Для этой игры необходимы аудиозаписи природных звуков: шум дождя, ветра, гром, журчание ручья, морской прибой, пение птиц, голоса животных. Звуки города: шум толпы, машин. Обсудите услышанные звуки , какие из них похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания  и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных — по звучанию.

 Игра «Угадай кто кричит»

         Взрослый показывает ребенку игрушечных животных, подражает их крику. Затем прячет их за ширмой и просит малыша угадать, кто пришел в гости.

 Игра «Узнай свой голос»

         Вам нужно записать голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте запись вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос, к его звучанию надо привыкнуть.

 Игра «Поймай звук»

         Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Можно попросить малыша произнести сочетание звуков или слогов:

А, О, У, И

А-У, А-И, О-А

А-О-У, А-У-И, И-У-А

ТА, ПА, МА, НА

ТА-МА,  ПА-МА, МА-НА и т. д.

Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны.

 Игра «Коробочки»

         Нужно взять небольшие коробочки (начинаем с двух, затем можно увеличить до пяти), наполнить их разными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В них можно насыпать песок, крупу, горох. Положить кнопки, скрепки, пуговицы, монетки. Взрослый берет коробочку,  трясет ее, а ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Он должен на слух определить содержимое.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.