Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Как вы будете проводить весенние каникулы?
Всего 0 человек
Голосование
Насколько информативным является школьный сайт?
Всего 1 человек

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дата: 18 марта в 14:08

Формирование звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у детей младшего дошкольного возраста

        Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к 3 годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в первой младшей группе. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апипед" вместо велосипед), неправильное ударение и др. Все эти несовершенства в основном временные и в ходе общего речевого развития постепенно исчезают.

      В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай называется трамваем), создают свои слова, т. е. занимаются словотворчеством (например, говорят "копатки" вместо лопатки). Дети все чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Нередко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец произнесения слова. Но в этом возрасте дети еще не могут определить (и тем более указать), какой звук или что в слове произнесено неправильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.

       Младшие дошкольники уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ним совершается. Но они еще не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки), т. е. звуковой анализ слова им пока еще недоступен. Подготавливать их к этому необходимо, поскольку в будущем умение детей произносить звуковой анализ очень поможет при обучении их грамоте. На данном возрастном этапе нужно учить малышей прежде всего четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.При этом очень важен образец речи взрослого. Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует прием интонационного выделения их голосом, т. е. произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: зззайка, коззза (при закреплении звука з), и предлагает малышу затем повторить эти слова так же.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие - крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Взрослый  обращает внимание ребёнка  на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо. Он учит ребёнка различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи взрослого, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их ребёнком  с заданной громкостью или в определенном темпе.

      Предлагаемые ниже игры и упражнения могут быть использованы для малышей  по родному языку как часть работы по воспитанию звуковой культуры речи. Проводя их, взрослый  учит ребёнка  внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения, т. е. развивать  у ребёнка слуховое внимание и слуховое восприятие.

Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия, кроме предлагаемых игр и упражнений,  можно широко использовать дополнительный речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки и пр. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно громко их произносить.Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок. Можно  предложить  детям небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающем найти ключ к отгадке. В качестве вспомогательных средств он использует игрушки или предметы. В дальнейшем взрослый  предлагает детям отгадывать загадки без опоры на предметы.

       Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.

Да или нет

Наглядный материал. Игрушка мишка.

Взрослый  держит мишку, показывает и называет основные части его тела: голову, лапы, уши, нос, глаза и т. д. Затем он просит ребёнка  показать, где у мишки нос, глаза, лапы и т. д. Ребёнок  показывает. После этого взрослый предлагает  отвечать словами "да" или "нет" на такие вопросы: "Есть у мишки нос? Есть у мишки ушки?" и т. п. Чтобы дать ответ, ребёнок  должен внимательно слушать.

Аналогичные игры можно проводить, используя и другие игрушки, например машину.

Угадай, что звучит

Наглядный материал. Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек, ширма.

Взрослый  показывает  ребёнку  игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит  повторить. Когда  малыш  запомнит названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" - спрашивает  у ребёнка. После ответа взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д.

и следит за тем, чтобы ребёнок  узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил  его название.

Выполни задание

Наглядный материал. Игрушки: кукла, зайка, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина.

Взрослый  раскладывает на столе, а также на видных местах в комнате игрушки и предлагает детям выполнить с ними определенные действия:  "Лариса, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать в кроватку;  посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок; возьми куклу  и посади ее на стульчик;  принеси мяч и положи его на стол;  возьми мяч и положи его в корзину;  надень зайке шапку и рубашечку.

Взрослый  добивается, чтобы  ребёнок  правильно  выполнял задания без напоминаний.

Назови животных и скажи, кто как кричит

Наглядный материал. Коробка, игрушечные животные и птицы: собака, щенок, лошадка, гусь и др.

Взрослый  вынимает из коробки одну из игрушек и спрашивает, кто это. После того как ребёнок  называет животное, он просит их показать, как оно кричит. Так  малыш должен  узнать собаку и "полаять" (аф-аф), щенка и "потявкать" (тяф-тяф), лошадку (и-го-го), лягушку (кваква), гуся (га-га-га), кукушку (ку-ку).

Взрослый  добивается, чтобы  ребёнок  правильно  называл  животных, внятно произносил все звуки в звукоподражаниях.

Угадай, кто (что) это

Наглядный материал. Игрушки: коза, овечка, мышка, машина.

Сначала взрослый  показывает ребёнку  козу и овечку и напоминает ему, как они кричат: коза - меее, овечка - беее. Затем он предлагает угадать на слух, кто кричит, и произносит: "Меее". Ребёнок  отвечает: "Коза". Взрослый показывает козу. "А это кто?" - спрашивает он и произносит: "Беее". Ребёнок отвечает: "Овечка". Взрослый  показывает овечку.

После этого  показывает машину и мышку и напоминает ребёнку, какие звуки издает машина (гудит - биии), как пищит мышка (пиии). После повторения малыш определяет на слух, гудит ли машина или пищит мышка.

Взрослый  следит, чтобы ребёнок  точно различал  на слух указанные звукосочетания, правильно их  произносил  и соотносил  с соответствующей игрушкой.

Чудесный мешочек

Наглядный материал. Мешочек; мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребёнку  и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать  и громко назвать.

Взрослый  добивается, чтобы ребёнок  правильно и внятно называл  игрушку.

Едят или не едят?

Взрослый  называет вперемешку продукты питания (и предметы, которые есть нельзя: капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, конфета, карандаш, апельсин, суп, кисель, паровоз и т. д. - и предлагает ребёнку  хлопать в ладоши в тех случаях, когда он  услышет названия продуктов питания.

Взрослый  произносит слова в слегка замедленном темпе, после каждого слова делает короткую паузу, чтобы ребёнок имел  возможность подумать.

Цель игр и упражнений, приведенных ниже, - упражнять детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учить их чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

«Дождик»

Цель. Учить ребёнка  различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить его отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Взрослый  говорит, что во время дождя дождинки стучат по крыше. Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Ребёнок  повторяет. Далее он рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап...кап... медленно, немного растягивая, с паузами). "Если идет сильный дождь. - продолжает взрослый. - то капли стучат по крыше так" (произносит кап-кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыш научится различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, взрослый  предлагает ему определить на слух, какой идет дождь, и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Ребёнок  угадывает. Это повторяется 3-4 раза.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.