Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Насколько информативным является школьный сайт?
Всего 15 человек

Учителям об безопасности образовательного процесса

Дата: 15 сентября в 09:11, Обновлено 15 сентября в 09:12

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ

Несчастными случаями в школе являются:

• травма, в том числе нанесенная другим лицом;

• острое отравление;

• тепловой удар;

• ожог;

• обморожение;

• утопление;

• поражение электрическим током, молнией, излучением;

• укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными;

• повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Указанные несчастные случаи расследуются и подлежат учету, если они произошли:

  • в течение рабочего времени на территории школы или вне её (в том числе во время установленных перерывов);
  • в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы;
  • при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
  • при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном директором школы, либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению директора либо по соглашению сторон трудового договора;

   Необходимые действия, если произошел несчастный случай:

1. Пострадавший ребёнок или ребёнок-очевидец несчастного случая должен сообщить учителю, находящемуся ближе всего, о происшедшем.

2. Данный учитель обязан:

  • срочно организовать первую доврачебную помощь, (КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОТПРАВЛЯТЬ РЕБЁНКА В МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ В СОПРОВОЖЕНИИ УЧАЩЕГОСЯ!)
  • сообщить руководителю учреждения образования , дежурному учителю или дежурному администратору о случившемся,
  • сохранить обстановку места происшествия до расследования (если нет угрозы жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии) до прихода комиссии по расследованию несчастного случая.

3. Руководитель учреждения образования, дежурный учитель или дежурный администратор обязан:

  • вызвать скорую помощь (организовать доставку в травмапункт с сопровождением ребенка педагогом в случае отсутствия родителей),
  • немедленно принять меры к устранению причин вызвавших несчастный случай (если есть угроза жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии),
  • сообщить родителям пострадавшего,
  • сообщить о происшедшем в отдел образования, спорта и туризма по следующей форме:
  • наименование образовательного учреждения;
  • дата и время несчастного случая;
  • краткое описание места происшествия и обстоятельств, при которых произошел несчастный случай;
  • фамилия, имя пострадавшего (пострадавших);
  • возраст пострадавшего;
  • класс;
  • характер и тяжесть повреждений здоровья, полученных пострадавшим (пострадавшими);
  • принятые меры.
  • официально дать запрос в лечебное учреждение о характере и тяжести повреждения,
  • издать приказ о проведении расследования и назначении комиссии по расследованию данного конкретного случая из числа постоянно действующей комиссии по расследованию несчастных случаев.

4. Комиссия обязана:

  • в течение 3 суток провести расследование,
  • провести обследование места происшествия несчастного случая.
  • выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушение правил охраны труда;
  • по возможности получить объяснение от пострадавшего;
  • составить акт по форме Н-2 в 3-х экземплярах,
  • разработать и провести мероприятия по устранению причин несчастного случая;
  • приложить к акту объяснительные записки и медицинское заключение или справку.

5. Администрация образовательного учреждения обязана выдать 1 экземпляр акта на руки родителям пострадавшего ребёнка (под роспись и с числом) не позднее 3 дней с момента утверждения акта.

6. Акт по форме Н-2 подлежит хранению 20 лет. Несчастные случаи фиксируются в журнале учета несчастных случаев с учащимися. Журнал установленной формы пронумерован и прошит.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ

ПАМЯТКА
Действия учителя при возникновении несчастного случая или травмы ученика в учебное время, на территории школы, во время экскурсии

Инструкция о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками устанавливает порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками в учреждениях образования.

Введены следующие основные понятия:

  • несчастный случай - событие, в результате которого обучающийся или воспитанник получил увечье или иное повреждение здоровья;
  • травма - нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с Инструкцией расследуются несчастные случаи (травмы, полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом или животными, ожога, утопления, поражения электрическим током, укусов насекомых, аварий, разрушений зданий, сооружений и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие временную или стойкую утрату здоровья либо смерть обучающегося или воспитанника и произошедшие в следующих местах:

  • на территории учреждения образования или в ином месте, где обучающийся или воспитанник находился под непосредственным руководством педагогического работника (преподавателя, учителя, воспитателя, мастера производственного обучения) в соответствии с приказом (поручением) руководителя учреждения образования;
  • при следовании к месту учебы, практики, отдыха и другому на транспорте, предоставленном учреждением образования;
  • на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.

При несчастном случае работники учреждения образования принимают меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на обучающегося или воспитанника, получившего травму, оказанию ему первой медицинской помощи, вызову на место происшествия медицинских работников, доставке обучающегося или воспитанника, получившего травму, в медицинское учреждение, сообщают о происшествии руководителю учреждения образования.

Учителю, при несчастном случае с учеником, срочно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов, оказать первую медицинскую помощь, вызвать на место происшествия медицинских работников и родителей, способствовать доставке в медицинское учреждение. Необходимо незамедлительно сообщить о происшествии директору школы, а так же уполномоченному представителю директора комиссии по охране труда .

Если травма зарегистрирована в медицинском учреждении как произошедшая в школе, то учитель, ученик которого получил травму, обязан в тот же день написать объяснение, в котором необходимо указать подробно обстоятельства получения травмы, вид травмы, назвать свидетелей, и передать это объяснение комиссии поОТ для дальнейшего проведения расследования. Если травма не мешает присутствовать на занятиях, необходимо обеспечить присутствие ученика на уроках.

Расследование несчастного случая проводится в срок не более пяти рабочих дней. При расследовании проводится обследование места происшествия; организуются фотографирование места происшествия несчастного случая, составление схем, берутся объяснения, опрашиваются обучающийся, получивший травму (при возможности), свидетели, должностные и иные лица; изучаются необходимые документы; устанавливаются обстоятельства и причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, разрабатываются мероприятия по устранению причин несчастного случая.

После завершения расследования несчастного случая комиссия по ОТ, оформляет акт о несчастном случае с обучающимся, получившим травму, формы Н-2 в трех экземплярах, в которому прилагаются объяснения обучающегося, получившего травму, свидетелей, должностных и иных лиц, планами, схемами, фотоснимками и другими документами, характеризующими место, где произошел несчастный случай, указанием допущенных нарушений требований законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов направляется руководителю учреждения образования для рассмотрения и утверждения.

После этого принимаются меры к виновным лицам.


Рекомендации педагогом  «Профилактика травматизма в УО. Алгоритмом действия педагогов при несчастном случае с обучающимися».

 Слово “травма” происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный. Среди детского травматизма школьный стоит на третьем месте после бытового и уличного. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной  15%-20% всех детских травм. Чаще всего ребята получают травмы во время перемен, перед началом или же сразу после окончания занятий.

В большинстве случаев школьники травмируются в результате:

  • нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;
  • на уроках физкультуры;
  • вследствие нарушения правил поведения в спортзалах или спортивных площадках;
  • в результате бесконтрольности со стороны педагогов;
  • в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.

Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактике нужно учитывать три периода в жизни школьника: младший школьный возраст (7-10 лет), средний (11-14) и старший (14-16). Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития детей.

Дети младшего школьного возраста (7—10 лет) только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Любознательность, стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе тормозных процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям. Кроме того, у детей этого возраста большое место в жизни занимают игры, в основном подвижные, коллективные, включающие соревновательный момент, сложные положения, из которых надо найти выход. Все это привносит в игры эмоционально-аффективный фактор, делает их травмоопасными. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Приведем пример : Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.

Опасность поджидает детей при игре с острыми предметами. Ребята выясняют отношения с помощью «фехтования» различными предметами (палки, пеналы, ручки и т.д.), другие любят стрелять: Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.

У детей 11—14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е переход от детского возраста к юношескому. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, волевые качества. Дети способны лучше усваивать, обобщать и мыслить нестандартно. Наибольшее развитие этих качеств достигается в возрасте 15-17 лет. Травмы обусловлены их большей социальной активностью, связаны с мотивационным уровнем поведения. Детям кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, всё познали. Появляется повышенный интерес к героизму, всякого рода приключениям. В отличие от младших школьников в этой группе значительный удельный вес приобретают травмы спортивные; это вызвано желанием подростков показать своим товарищам достижение в силе, беге, ловкости, выносливости и т. д. Однако и в этом возрасте отмечаются повреждения, полученные во время игр.

Причины создания травмоопасных ситуаций

Риск возникновения травм у детей обусловлен:

  • их недисциплинированностью;
  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
  • необученностью необходимым навыкам поведения;
  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
  • физической слабостью;
  • определенными особенностями развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

  • недочеты в организации и методике проведения уроков;
  • неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;
  • скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.

Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. В последние серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.

Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.

Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.

Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия.

В целом предусматриваются предупредительные мероприятия:

  • обеспечение травмобезопасности окружающей обстановки в школе (защищенные батареи, незахламленные лестницы, переходы, достаточная освещенность и пр.);
  • контроль со стороны учителей  за поведением учащихся во время перемен;
  • неукоснительное соблюдение техники безопасности на уроках физики, химии, трудового   воспитания;
  • нравственное воспитание учащихся — формирование у них гуманности, этических   норм   поведения;
  • гигиеническое воспитание учащихся;
  • просветительная работа с родителями по формированию у детей культуры безопасного поведения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.